Юридический ликбез для врачей косметологов

Автор статьи:
15 апреля 2019
Лысцов Михаил Геннадьевич | ОСМНТ
Лысцов Михаил Геннадьевич
Клиника доктора Груздева
Оценка:
0
0

Практическая деятельность врача-косметолога подразумевает постоянное обучение.

В графике специалиста, который хочет быть в курсе последних трендов, непременно будут все семинары по новым препаратам и технологиям. А вот целенаправленно изучать правовую сторону работы врача-косметолога у нас пока не принято. Между тем настоящий профессионализм начинается именно с соблюдения всех нормативов и законодательных формальностей.Услуги эстетической медицины – одна из наименее урегулированных сфер правового поля, но именно эстетическая отрасль, как довольно «субъективная» область медицины, провоцирует наибольшее число претензий пациентов, нередко выливающихся в громкие скандалы, широко освещаемые СМИ.

Специальность «врач-косметолог» в России еще очень молода: она была введена 23 апреля 2009 года приказом Минздравсоцразвития РФ N 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации», а «Порядок оказания медицинской помощи по профилю «косметология» № 381н был утвержден только в 2012. Мы всего несколько лет живем в среде правового регулирования косметологических услуг, но некоторые пункты нормативных документов имеют недостаточно точное толкование и не накоплен достаточный практический опыт их применения. Однако проверяющих организаций, обязанных контролировать деятельность медицинских косметологических центров, насчитывается больше десятка. Это – прокуратура, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Роскомнадзор, трудовая инспекция, органы МЧС, налоговая служба, ФАС, Росстандарт, Общество защиты прав потребителей, Федеральное медико-биологическое агентство и т.д. Юристов, которые бы избирательно занимались вопросами медицины, немного, да и правоприменительная практика пока не очень велика, а уж тех, кто знал бы все нюансы, связанных с косметологией, и вовсе можно по пальцам пересчитать. Между тем наказания за нарушение правил оказания медицинских услуг становятся все строже, и сегодня в отношении врача могут быть применены нормы не только административного, но и уголовного права.

Выходит, что практикующему врачу-косметологу просто необходимо владеть основной базой юридических знаний и неукоснительно выполнять основные нормативно-правовые требования, чтобы без особых тревог переносить проверки контролирующих органов и обезопасить себя от «потребительского рэкета» пациентов. Вот почему в Северо-Западном Медицинском учебном центре последипломного образования такое внимание уделяется вопросам правого ликбеза для врачей, приходящих сюда на разнообразные семинары и учебные программы.

В рамках каждого обучающего курса, независимо от его направленности, уделяется время вопросам нормативно-правового характера, практике применения законодательных актов, разбору основных нарушений и способов их устранения. Как показывает опыт, чаще всего проблемы при проверке работы клиник эстетической медицины бывают связаны именно с недостаточным вниманием или даже пренебрежением к соблюдению юридических формальностей. Например, с пациентами забывают подписать информированное согласие, или делают это постфактум, для галочки, пациенту не выдаются под подпись письменные памятки с разъяснением сути процедуры, особенностей периода реабилитации после нее и возможных осложнений.

Особое внимание стоит обратить на ведение амбулаторной карты. «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях» и инструкция по ее заполнению утверждена Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 834н. Представленная в приказе форма карты не совсем удобна для работы врача-косметолога, да и в предложенном объеме не нужна. Однако проверяющие инстанции всегда уделяют самое пристальное внимание ведению первичной медицинской документации, поэтому стоит узнать о том, как сделать документ удобным для работы и безупречным для надзорных органов. Проверки контролирующих структур – это лишь одна часть правового поля деятельности врача-косметолога. Отдельное направление – работа с претензиями пациентов, защита врача и клиники от необоснованных обвинений и требований денежной компенсации за полученный в ходе оказания медицинской услуги физический, материальный и моральный ущерб.

Косметология находится на лидирующих позициях в рейтинге наиболее конфликтных медицинских специальностей. Потенциальная конфликтность заложена в самой сути этого направления, поскольку показания к конкретным видам косметологических услуг в большинстве случаев исключительно субъективны, клиническая тактика косметолога, хоть и ограничивается противопоказаниями к той или иной методике, но в целом выстраивается в соответствии с пожеланиями пациента, а эффективность оценивается по тому, насколько результат совпал с его ожиданиями. Наша правовая система отдает преимущество защите прав пациента как более слабой стороне в его отношениях с медицинской организацией, а врач зачастую оказывается незащищенным.

Между тем «потребительский экстремизм» – явление, набирающее крейсерские темпы: пациенты, пользуясь несовершенством правовой базы и субъективностью оценок качества работы врача, начинают требовать возврата денег за дорогостоящие процедуры и оплату полученного морального вреда. Противостоять этому может только скрупулезное соблюдение всех правил оказания медицинской услуги, а также объективизация ее результатов. Для этого как минимум нужно в обязательном порядке фотографировать пациентов до проведения процедуры, чтобы иметь на руках наглядное доказательство изначального состояния зоны коррекции и иметь возможность оценить обоснованность претензий, опираясь на факты. Зачастую одно это помогает завершить конфликт в досудебном порядке.

Развитие института страхования профессиональной ответственности, активная деятельность отраслевых профессиональных сообществ должны послужить усилению степени защищенности врача-косметолога. Однако стоит понимать, что пока каждый врач-косметолог не будет знать и уметь грамотно применять действующие законодательные документы в сфере эстетической медицины, остановить рост юридических конфликтов будет проблематично.